Дороги в поселках
Если бы Маслоу нарисовал пирамиду потребностей начинающего дачника, то на самой ее вершине оказались два слова: электричество и дороги.
Правда загородной жизни в том, что потрясающей красоты места располагаются вдали от магистралей, а бесподрядный поселок и вовсе может быть доступен только самым выносливым пешеходам. И если даже до самого поселка еще добраться можно, то до участка – уже никак.
Как только шустрые местные бригады прознают, что в этом месте будет поселок, все окрестные березы и столбы запестрят объявлениями «построим дороги недорого». Не спешите соглашаться сразу на то предложение, которое покажется самым выгодным – прежде вам и вашим соседям нужно определить, какая дорога вам нужна.
Выбор зависит от нескольких основных факторов:
- тип почвы в вашем поселке
- этапы обустройства (в какой последовательности строить; на каких участках скоро начнется строительство и т.д.)
- бюджет (естественно).
Дорожное покрытие
Грунтовые дороги
Речь идет не о накатанной годами колее; а о дороге, проходящей по естественному грунту, у которой отсутствует твердое покрытие. Для ее строительства применяется технология обработки грунта специальным составом (стабилизатором) и уплотнения (то есть по обработанному грунту проходит каток). Преимущество таких дорог – низкая цена, но его нивелирует существенный недостаток: грунтовки быстро разрушаются под колесами даже простых автомобилей, не говоря уже о тяжелой технике.
Дороги с твердым покрытием
- щебень. Строительство таких дорог состоит из нескольких этапов. Первых – подготовка дорожного основания. Для этого снимается слой почвы, до тех пор, пока не откроется более плотные. Его в свою очередь дополнительно уплотняют дорожным катком. Следующим этапом будет отсыпка. В дорожное основание последовательно укладывается «подушка» - слой песка или щебня самой мелкой фракции, затем – сама «одежда» - верхний слой дороги. В поселках, особенно в период активной застройки, в качестве верхнего слоя используют щебень и различные щебневые смеси. После чего дорога снова уплотняется катком.
- плиты. Перед укладкой дорожных плит нужно также подготовить основание – снять верхний слой почвы, выровнять его и отсыпать песчаную «подушку». Перед укладкой плит «подушку» выравнивают, увлажняют и уплотняют. На влажный уплотненный песок укладываются плиты, и последний этап – места стыков двух плит заливают бетонной смесью.
- асфальт. В поселках на ранних этапах застройки дороги не асфальтируют, потому что это покрытие сильно страдает от тяжелой техники. Зато такие дороги достаточно часто строят в поселках с готовыми домами. Технология асфальтирования почти полностью повторяет ту, что применяется при устройстве дороги из щебня, но на слой щебня (он присутствует и тут) укладывается асфальтовое покрытие – процесс, который мы почти ежедневно видим на улицах города. Также в поселках иногда асфальтируют и плиты. По сравнению с остальными видами покрытия это – очень дорогое, поэтому в дачных поселках его применяют редко и только тогда, когда строительные работы уже закончены.
Водоотведение
Качество дороги не ограничивается только покрытием. Очень важной его составляющей является и система водоотвода. Она необходима для удаления воды с дорожного полотна и вообще с территории поселка. Существует несколько распространенных систем водоотведения: ливневая канализация, система бетонных лотков и система кюветов. Последняя чаще всего применяется в загородных поселках.
Правильное устройство кюветов очень важно, при ошибке вода может повредить дорогу, регулярно подтапливать один из участков или просто застаиваться и неприятно пахнуть.
Правильно сделанные кюветы отводят влагу в специально поставленные трубы и далее – в сточные канавы. Это происходит благодаря изменению глубины кювета и угла его откоса: вода будет течь сверху вниз. Если поселок расположен в низине, склонной к заболачиванию, то для строительства дороги необходимо дополнительно сделать насыпь, а кюветы укрепить.
Съезды к участкам
Организация съездов с поселковых дорог к участкам требует баланса между частным и общественным интересом. Если собственник берется что-то менять, активно использует тяжелую технику при строительстве и вообще не слишком аккуратно обращается со съездом к своему участку, то страдать будет не только он, но и весь поселок. Разрушенный съезд препятствует отводу воды, проседает, и в результате портится весь участок дороги. Конструкция съезда не слишком сложна: в кювет укладывается труба, засыпается песком или песчано-гравийной смесью; ее в свою очередь уплотняют и делают покрытие как на всей дороге. Чтобы сделать съезд более надежным, нужно правильно подобрать диаметр и материал трубы и качественно выполнить уплотнение. Трубу лучше брать железную – это материал меньше склонен к деформации, диметром не менее 300 мм.
Устройство съезда с федеральной трассы
Было бы ошибкой считать, что строительство дороги не требует согласований. Во-первых, дачники, как правило мало похожи на героев ралли-рейдов, и вряд ли захотят попадать с шоссе в поселок, лихо прыгая на своем автомобиле через придорожную канаву. А значит, к поселку нужен съезд. Строится он по той же технологии, что и внутри поселка, а главная сложность здесь – в процедуре согласовании и получения разрешительной документации. Происходит это следующим образом:
- получение в отделе архитектуры ТУ на организацию съезда (Упрадор)
- согласование акта выбора земельного участка для строительства съезда
- получение постановления на проектно-изыскательные работы
- создание проекта, соответствующего ТУ
- согласование проекта
- получение разрешения на строительные работы
- приемка работ и получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Аналогичным образом согласуется и строительство дорог.
Дороги – это один из важнейших коммуникационных объектов в поселке. Их строительство лучше всего показывает необходимость согласованности действий всех собственников. Только объединенные и действующие совместно, они смогут качественно и кратчайшие сроки обустроить свою загородную жизнь.